1.2 Структура экономики муниципального образования г. Набережные Челны и приоритеты её развития
1.2.1 Структура экономики муниципального образования г. Набережные Челны в разрезе отраслей по ключевым показателям. Основные диспропорции и закономерности. Рыночная и отраслевая структура, потребительский и муниципальный сектор, специализирующие и обслуживающие отрасли
Город Набережные Челны обеспечивает 10,0% объема валового регионального продукта РТ, 12,1% общего по республике объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами.
Таблица 1.15 – Доля города в общереспубликанских показателях в 2014 г.
Показатели | Ед. изм. | РТ | г. Набережные Челны | Доля в республиканском показателе |
Численность постоянного населения (на начало 2015 г.) | чел. | 3 855 037 | 524 444 | 13,6% |
Объем валового территориального продукта | млрд.руб. | 1 631,42 | 163,3 | 10,0% |
Объем валового территориального продукта на душу населения | тыс.руб. | 424,12 | 312,1 | 73,6% |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами | млрд.руб. | 1 641,46 | 199,17 | 12,1% |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами на душу населения | тыс.руб. | 426,7 | 380,6 | 89,2% |
Индекс промышленного производства (к 2013 г.) | % | 100,6 | 96,4 | - |
Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство» с досчетом на малое предпринимательство и неформальную экономику в действующих ценах каждого года | млрд.руб. | 266,53 | 30,42 | 11,4% |
Объем работ по виду деятельности «Строительство» на душу населения | тыс.руб. | 69,44 | 58,27 | 83,9% |
Общая площадь жилых домов, введенных в эксплуатацию | м2 | 2404756,0 | 327822,0 | 13,6% |
Оборот розничной торговли | млрд.руб. | 781,0 | 133,6 | 17,1% |
Оборот розничной торговли на душу населения в действующих ценах | тыс.руб. | 203,04 | 255,42 | 125,8% |
Перевезено грузов автотранспортом предприятий всех видов экономической деятельности | тыс.т | 55 533,30 | 8 384,62 | 15,1% |
Объем инвестиций в основной капитал | млрд.руб. | 542,78 | 37,77 | 7,0% |
Объем инвестиций в основной капитал на душу населения | тыс.руб. | 94,14 | 70,99 | 75,4% |
Доля убыточных предприятий | % к общему числу | 22,2 | 22,7 | 102,3% |
Рисунок 1.25 – Динамика объемов валового регионального продукта РТ и валового территориального продукта МО г. Набережные Челны за 2010‑2014 гг.
Рисунок 1.26 – Доля г. Набережные Челны в объеме валового регионального
продукта РТ, %
За последние пять лет доля города в объёме валового регионального продукта увеличилась, но не существенно – с 9,6% в 2009 г. на 0,4%. Следует отметить, существование потенциала для роста участия города в валовом продукте РТ, в 2007 г. было достигнуто максимальное значение этого показателя ‑ 12,1%. Показатель объема валового внутреннего продукта в г. Набережные Челны в расчете на душу населения значительно отстаёт от общереспубликанского значения. Для сравнения в Казани объем валового территориального продукта на душу населения составил 467,35 тыс. руб.
Рисунок 1.27 – Динамика объемов валового регионального продукта РТ и валового территориального продукта МО г. Набережные Челны на душу населения за 2010‑2014 гг.
Город Набережные Челны является крупным промышленным центром в РТ. В структуре добавленной стоимости предприятий более 70% составляет промышленность (таблица 1.16).
Таблица 1.16 – Объем добавленной стоимости по видам экономической деятельности в г. Набережные Челны, млн. руб.
Наименование показателя | Объем добавленной стоимости, млн. руб. | Структура добавленной стоимости, % | ||||||||
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | |
Объем добавленной стоимости предприятий | 41749,6 | 61892,7 | 69877,7 | 73035,7 | 59796,4 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
по видам экономической деятельности: | ||||||||||
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 77,1 | 92,3 | 117,9 | 97,3 | 123,1 | 0,2 | 0,1 | 0,2 | 0,1 | 0,2 |
Промышленность | 26426,3 | 41025,3 | 48919,8 | 50140,7 | 42186,0 | 63,3 | 66,3 | 70,0 | 68,7 | 70,5 |
в том числе: | ||||||||||
Добыча полезных ископаемых | 399,0 | 631,6 | 693,1 | 0,0 | 0,0 | 1,5 | 1,5 | 1,4 | 0,0 | 0,0 |
Обрабатывающие производства | 21151,3 | 35089,7 | 42976,7 | 43992,3 | 35532,1 | 80,0 | 85,5 | 87,9 | 87,7 | 84,2 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 4876,0 | 5303,9 | 5250,1 | 6148,4 | 6653,9 | 18,5 | 12,9 | 10,7 | 12,3 | 15,8 |
Строительство | 2907,9 | 5087,2 | 3663,9 | 3121,6 | 3240,8 | 7,0 | 8,2 | 5,2 | 4,3 | 5,4 |
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования | 3843,9 | 4330,9 | 5440,6 | 6258,5 | 1986,4 | 9,2 | 7,0 | 7,8 | 8,6 | 3,3 |
Гостиницы и рестораны | 249,7 | 437,9 | 430,5 | 451,7 | 498,1 | 0,6 | 0,7 | 0,6 | 0,6 | 0,8 |
Транспорт и связь | 2776,6 | 3607,0 | 3603,4 | 3690,2 | 3632,2 | 6,7 | 5,8 | 5,2 | 5,1 | 6,1 |
Финансовая деятельность | 150,4 | 2845,2 | 3103,2 | 3969,5 | 3275,8 | 0,4 | 4,6 | 4,4 | 5,4 | 5,5 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | 3829,0 | 2557,4 | 2764,4 | 3343,1 | 3880,0 | 9,2 | 4,1 | 4,0 | 4,6 | 6,5 |
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение | 0,0 | 5,7 | 4,6 | 18,4 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
Образование | 788,7 | 894,8 | 591,9 | 811,6 | 334,6 | 1,9 | 1,4 | 0,8 | 1,1 | 0,6 |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг | 381,1 | 506,3 | 629,3 | 655,2 | 169,7 | 0,9 | 0,8 | 0,9 | 0,9 | 0,3 |
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 318,8 | 502,9 | 608,2 | 477,9 | 469,8 | 0,8 | 0,8 | 0,9 | 0,7 | 0,8 |
Рисунок 1.28 – Структура добавленной стоимости по видам деятельности в 2014 г.
На долю промышленности в 2013 г. приходилось 68,7% общего объема добавленной стоимости предприятий. По итогам 2014 г. доля промышленности в добавленной стоимости составила 70,5%, в том числе доля обрабатывающих производств – 59,4%. В целом по РТ на долю обрабатывающих производств по итогам 2014 г. приходилось всего 29,4% объема добавленной стоимости. В объеме добавленной стоимости предприятий в анализируемом периоде существенно сократилась доля оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования с 9,2% в 2010 г. до 3,3% в 2014 г. и возросла доля финансовой деятельности с 0,4% в 2010 г. до 5,5% в 2014 г.
Всего на 01.01.2015 г. в г. Набережные Челны зарегистрировано 16 016 хозяйствующих субъектов, что на 20,6% больше уровня 2010 г. Число зарегистрированных в городе хозяйствующих субъектов в общереспубликанском показателе составляет 13%.
Распределение числа хозяйствующих субъектов по видам экономической деятельности показывает, что наибольшее число хозяйствующих субъектов зарегистрировано по виду деятельности «оптовая и розничная торговля» – 39,0%, на втором месте – «операции с недвижимым имуществом» – 16,3%. В строительстве 11,6% зарегистрированных субъектов, 12,2% субъектов зарегистрированы по виду деятельности «обрабатывающие производства».
Среднесписочная численность работающих, включая малое предпринимательство, в 2014 г. составила 183 422 чел. Для сравнения в 2013 г. показатель составил 190 293 чел. (14,6% в общереспубликанском показателе).
Рисунок 1.29 – Среднесписочная численность работающих, включая малое предпринимательство, чел. (г. Набережные Челны)
В 2014 г. 41% среднесписочной численности работников организаций были заняты на предприятиях обрабатывающей промышленности или 56 741 чел. Высокая доля численности работающих в образовании – 13,2% (18 350 чел.), в торговле – 10,7% (14 864 чел.).
Структура объема производимой продукции, выполненных работ, оказанных услуг предприятиями города также демонстрирует, что наибольший вклад в экономику города вносит промышленность (таблица 1.17).
Таблица 1.17 – Основные макроэкономические показатели развития г. Набережные Челны за 2010‑2014 гг., млн. руб.
Наименование | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2014 г. в % к уровню прошлого года | |
в действ. ценах | в сопост. ценах | ||||||
Объём промышленной продукции по полному кругу предприятий | 152204,4 | 211983,8 | 196878,2 | 202218,1 | 199166,3 | 98,5 | 96,4 |
Объем строительно-монтажных работ | 23309,04 | 27011,8 | 28633,4 | 31145,1 | 30421,6 | 103,7 | 100,2 |
Объем транспортных услуг, оказываемый специализированными предприятиями | 3346,8 | 4955,3 | 5240,8 | 5205,6 | 5342,5 | 102,6 | 101,4 |
Объем услуг связи | 1146,8 | 1292,5 | 1584,5 | 1693,1 | 1794,2 | 106 | 106,2 |
Оборот розничной торговли | 76640,0 | 91092,2 | 112973,9 | 123218,0 | 133648,77 | 108,5 | 101,3 |
Объем платных услуг | 24000,15 | 27077,8 | 28181,95 | 31373,52 | 35560,9 | 113,3 | 100,9 |
Рисунок 1.30 – Объем промышленной продукции, выполненных работ, оказанных услуг по видам деятельности в г. Набережные Челны в 2014 г., млн. руб.
На втором месте по вкладу в экономику города находится розничная торговля, затем следует объем платных услуг и строительно-монтажных работ.
Промышленность
В промышленности в 2014 г. предприятиями и организациями города отгружено товаров собственного производства в сумме 199,2 млрд. руб. (98,5% к уровню 2013 г. в действующих ценах). Индекс промышленного производства составил 96,4% к уровню 2013 г. (рис. 1.31).
Рисунок 1.31 – Динамика объема промышленной продукции г. Набережные Челны,
млрд. руб.
Рисунок 1.32 – Динамика изменения объема отгруженной промышленной продукции в действующих ценах, % к предыдущему году
За 2012‑2014 гг. показатель объема отгруженной продукции в действующих ценах, наблюдаемый в 2011 г., достигнут не был, по сравнению с 2011 г. падение составило 6%. Производство товаров (в сопоставимых ценах) за 2012-2014 гг. увеличилось на 1,4%.
Динамика снижения индекса промышленного производства в городе наблюдается с 2010 г. Для сравнения в РТ индекс промышленного производства в 2014 г. составил 100,6% (рис. 1.33).
Рисунок 1.33 – Индекс промышленного производства г. Набережные Челны и РТ
Анализируя индекс промышленного производства видно, что максимальное его значение было достигнуто в 2010 г. – 135,3%, после которого началось падение показателя и в 2014 г. значение составило 96,4%.
В 2014 г. доля города в объеме промышленной продукции РТ сокращается: с 15,7% в 2011 г. и до 12,1% в 2014 г. В 2010 г. этот показатель был на уровне 14,2%.
Рисунок 1.34 – Удельный вес г. Набережные Челны в объеме промышленной
продукции РТ
За анализируемый период удельный вес промышленного производства в общем объеме ВТП г. Набережные Челны составил в 2014 г. 122,0%. Снижение показателя наблюдается с 2010 г., с подъемом в 2011 г. Для сравнения в 2010 г. значение показателя удельного веса промышленного производства в ВТП составляло 149,2%, в 2011 г. – 167,1%.
Рисунок 1.35 – Удельный вес промышленного производства
г. Набережные Челны в объеме ВТП
В сопоставлении с другими городами РТ ситуация выглядит следующим образом (рис. 1.36). По объему отгруженной промышленной продукции город отстает от городов Нижнекамск, Альметьевск, опережая г. Елабугу.
Рисунок 1.36 – Сопоставление г. Набережные Челны с муниципальными образованиями РТ по показателю объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами (в скобках представлена доля МО в общереспубликанском показателе) в 2014 году, млрд. руб.
В структуре отгруженной промышленной продукции по крупным и средним предприятиям 84,5% занимают обрабатывающие производства. На фоне общего спада промышленного производства положительная динамика наблюдалась в производстве прочих неметаллических минеральных продуктов, целлюлозно-бумажном производстве и производстве пищевых продуктов: индексы промышленного производства в этих отраслях составили более 102% (табл. 1.18). Однако их суммарная доля в общем объеме производства не превышает 11%.
Таблица 1.18 – Отгрузка товаров собственного производства в 2014 г., млн. руб.
Наименование | Отгружено товаров в действующих ценах | Индекс промышленного производства (%) | Структура промышленной продукции, % | |
2014 г. | к уровню прошлого года, % | |||
Объём промышленной продукции по полному кругу предприятий | 199166,3 | 98,5 | 96,4 | 100 |
I. Обрабатывающие производства | 168200,3 | 99,2 | 92,9 | 84,5 |
в том числе производство: | ||||
Транспортных средств и оборудования | 125693,3 | 96,3 | 91,4 | 63,1 |
Металлургия и производство готовых металлических изделий | 14324,5 | 112,6 | 97,3 | 7,2 |
Прочих неметаллических минеральных продуктов | 4170,6 | 105,8 | 105,7 | 2,1 |
Целлюлозно-бумажное производство | 6559,5 | 104,9 | 102,5 | 3,3 |
Пищевых продуктов | 10929,8 | 113,2 | 103,2 | 5,5 |
Другие отрасли обрабатывающего производства | 6522,6 | 99,3 | 82,1 | 3,3 |
II. Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, воды | 17725,6 | 111,0 | 82,1 | 8,9 |
Таблица 1.19 – Объем промышленной продукции по видам производств по крупным и средним предприятиям за 2012-2014 гг.
Наименование | Отгружено товаров, выполнено работ, услуг собственными силами в действующих ценах, млн. руб. | Структура промышленной продукции, % | ||||
2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | |
Объем промышленной продукции | 196878,2 | 202218,1 | 199166,3 | 100 | 100 | 100 |
I. Обрабатывающие производства | 158950,2 | 169611,9 | 168200,3 | 80,7 | 83,9 | 84,5% |
Производство транспортных средств и оборудования | 126118,2 | 130480,1 | 125693,3 | 64,1 | 64,5 | 63,1 |
Металлургия и производство готовых металлических изделий | 8079,9 | 12720,9 | 14324,5 | 4,1 | 6,3 | 7,2 |
Производство прочих неметаллических минеральных продуктов | 3775,1 | 3940,5 | 4170,6 | 1,9 | 1,9 | 2,1 |
Целлюлозно-бумажное производство | 6001,3 | 6252,5 | 6559,5 | 3,0 | 3,1 | 3,3 |
Производство пищевых продуктов, включая напитки | 7705,3 | 9651,8 | 10929,8 | 3,9 | 4,8 | 5,5 |
Другие отрасли обрабатывающего производства | 7270,4 | 6566,1 | 6522,6 | 4,6 | 3,9 | 3,3 |
II. Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, воды | 15719,3 | 15969,8 | 17725,6 | 8,0 | 7,9 | 8,9 |
Экономика города носит моноотраслевой характер – более 70% объема промышленной продукции приходится на машиностроение, в том числе 63,1% в 2014 г. – на производство транспортных средств и оборудования и 7,2% ‑ на металлургию и производство готовых металлических изделий (рис. 1.37).
Рисунок 1.37 – Структура продукции обрабатывающей промышленности по видам
производств в 2014 г.
Однако индекс промышленного производства по указанным отраслям в 2014 г. составил 91,4% и 97,3% соответственно (в машиностроении – 92%). В структуре продукции обрабатывающих производств доля производства транспортных средств и оборудования 75%, металлургии и производства готовых металлических изделий – 8,5%. Наибольшее снижение в 2014 г. наблюдается в производстве грузовых автомобилей. Производство грузовиков в 2014 г. составило 90,5% к предыдущему году. До 19,2% бюджета города формируется ОАО «КАМАЗ».
Доля ОАО «КАМАЗ» в общем объеме промышленной продукции в 2014 г. составляет 48,3% (2013 г. – 49,4%, 2012 г. – 52,1%). В 2014 г. ОАО «КАМАЗ» отгружено продукции на сумму 96,1 млрд. руб., что на 3,8% ниже уровня прошлого года в действующих ценах. Индекс промышленного производства – 92,7%. Выпуск грузовых автомобилей за 2014 г. составил 38 797 шт., что на 9,5% ниже уровня 2013 г.
Рисунок 1.38 – Производство грузовых автомобилей «КАМАЗ» в 2010‑2014 гг., шт.
Рисунок 1.39 – Среднесписочная численность работающих на ОАО «КАМАЗ», чел.
По итогам 2014 г. среднесписочная численность работников ОАО «КАМАЗ» составила 36,5 тыс. чел., что на 4,1% ниже уровня 2013 г. По сравнению с 2010 г. численность уменьшилась на 8,5% или на 3370 чел.
В общей численности работников крупных и средних предприятий города доля работников ОАО «КАМАЗ» составляет 26,5%.
В настоящее время значительная часть налоговых поступлений в городской бюджет формируется не за счет предприятий автомобилестроения, являющихся наиболее представленной и развитой отраслью промышленности, а за счёт развития иных отраслей экономики, в том числе сектора предпринимательства. Данная диспропорция в формировании бюджета города обусловлена тем, что большая часть налоговых отчислений машиностроительных предприятий города уходит в федеральный бюджет и бюджет РТ.
Основными налогами, формирующими бюджет г. Набережные Челны в настоящий период, являются налог на доходы физических лиц и земельный налог. Поступления по данным налогам составляют 59,1% собственных доходов бюджета.
Автомобилестроение является бюджетообразующей отраслью для города, 14,7% бюджета города в 2014 г. сформировано ОАО «КАМАЗ» (2013 г. ‑ 20,0%). Сложившееся вследствие экономического кризиса финансово-экономическое положение ОАО «КАМАЗ» негативно сказывается на исполнении доходной части бюджета и является одной из причин снижения поступления налога на доходы физических лиц.
Спад объемов на КАМАЗе влечет за собой усиление социальной напряженности, а также сокращение рабочих мест во множестве смежных с автомобильной промышленностью отраслях. В городе осуществляют деятельность 220 предприятий производителей автокомпонентов и запчастей с численностью 17 322 чел. Ухудшение ситуации на градообразующем предприятии оставит их без заказов, что приведет к высвобождению работников и снижению налоговых поступлений в городской бюджет (таблица 1.20).
Доля собственных доходов имеет тенденцию к снижению: в 2012 г. она составляла 61,2%, в 2013 г. – 55,1%, 2014 г. – 45,3%.
Таблица 1.20 – Структура доходов бюджета г. Набережные Челны (тыс. руб.)
Показатели | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. |
Собственные доходы бюджета города | 3 854 862 | 4 017 888 | 3 704 967 |
Межбюджетные трансферты | 2 443 994 | 3 268 812 | 4 470 351 |
Всего доходов | 6 298 855 | 7 286 700 | 8 175 318 |
Таблица 1.21 – Существенные признаки сформированных и перспективных кластеров РТ
Наименование отрасли | Базовое (якорное) предприятие | Территориальная принадлежность базового предприятия | Отраслевой вуз | Разделение труда / компонентные производства | Кооперационные связи (поставщики, потребители) | Трудовые ресурсы | Коэффициент локализации |
Автомобилестроение | + | г. Набережные Челны | + | + | + | + | более 50% |
Среди существенных признаков сформированного кластера автомобилестроения присутствуют все учитываемые параметры: наличие базового якорного предприятия («моноединица развития»), территориально расположенного в анализируемом городе, наличие отраслевого профильного вуза, разделение труда по сопутствующим компонентным производствам, наличие кооперационных связей с поставщиками и потребителями, трудовых ресурсов и установленного коэффициента локализации.
Строительство
По виду деятельности «Строительство» по состоянию на 01.01.2015 г. в городе зарегистрировано 1854 хозяйствующих субъекта. В 2010 г. число зарегистрированных субъектов по виду деятельности составляло 1532 субъекта. Доля в общем числе зарегистрированных предприятий 11,5%.
Среднесписочная численность работников строительных организаций за анализируемый период сократилась с 8661 чел. (в 2009 г.) до 5645 чел. в 2014 г. Доля работников организаций в строительстве от общей среднесписочной численности составляет 4,1%.
Рисунок 1.40 – Объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство»
с досчетом на малое предпринимательство и неформальную экономику в действующих ценах каждого года, млн. руб.
За анализируемый период с 2010 г. по 2014 г. наблюдался рост объема строительно-монтажных работ (в действующих ценах каждого года). В 2014 г. объем работ по виду деятельности «строительство» составил 30 421,6 млн. руб.
Спад в строительстве наблюдался в 2014 г. (рис. 1.41). В действующих ценах индекс объема строительно-монтажных работ составил 97,7%. Тенденция продолжилась в 2015 г.
Рисунок 1.41 – Динамика объема строительно-монтажных работ в действующих и
сопоставимых ценах, в % к предыдущему периоду
Доля общего объема строительно-монтажных работ по г. Набережные Челны в общереспубликанском соответствующем показателе за анализируемый период снизилась до 11%, в 2010 г. она составляла – 13%.
Рисунок 1.42 – Доля г. Набережные Челны в общереспубликанском показателе объема работ по виду деятельности «Строительство»
В сравнении с другими городами, входящими в Набережночелнинскую агломерацию, город занимает лидирующие позиции по объёму работ, выполненных по виду деятельности «Строительство» (рис. 1.43). В расчете на душу населения объем строительно-монтажных работ города отстает от среднего показателя по РТ в целом.
Рисунок 1.43 – Сопоставление объемов строительно-монтажных работ в 2014 г. в городах Набережночелнинской агломерации и с общереспубликанским показателем
Общая площадь введенных в эксплуатацию жилых домов составила в 2014 г. 327 822 м2. В расчете на одного жителя этот показатель составил 0,63 м2 (аналогично республиканскому показателю). Динамика ввода жилых домов в натуральных показателях демонстрирует снижение объемов строительства в 2010 г., а также в 2012 г. (рис. 1.44).
В том числе в 2014 г. индивидуальное жилищное строительство составило 52 513 м2, что на 17% ниже уровня 2013 г. Сокращение объемов индивидуального жилищного строительства за анализируемый период наблюдалось также в период финансового кризиса 2009‑2010 гг., а также в 2012 г. после резкого увеличения этого показателя в 2011 г. в связи с отложенным спросом.
Рисунок 1.44 – Жилищное строительство в г. Набережные Челны, м2
Доля индивидуального жилищного строительства в общем объеме введенных в эксплуатацию жилых домов, достигшая в 2011‑2012 гг. 26% к 2014 г. упала до 16% (рис. 1.45).
Рисунок 1.45 – Доля индивидуального жилищного строительства в общей площади жилых домов, введенных в эксплуатацию за 2010‑2014 гг.
Транспорт и связь
По состоянию на 01.01.2015 г. в городе зарегистрировано 1195 хозяйствующих субъектов по виду деятельности «Транспорт и связь», что на 46,3% больше показателя 2010 г. (817 хозяйствующих субъектов). Доля в общем числе зарегистрированных предприятий 7,5%.
Среднесписочная численность работников организаций «Транспорта и связи» за анализируемый период сократилась с 7 568 человек (в 2009 г.) до 6 432 человек в 2014 г. (на 15%). Доля работников организации транспорта и связи от общей среднесписочной численности составляет 4,8%.
Рисунок 1.46 – Объем грузоперевозок автотранспортом предприятий всех видов экономической деятельности, тыс. т
За анализируемый период после некоторого подъема в 2011‑2012 гг. в 2013‑2014 гг. наблюдается отрицательная динамика в объеме перевозимого груза. В 2014 г. объем перевезенного груза автотранспортом предприятий составил 8385 тыс. т, в том числе на коммерческой основе – 6969 тыс. т.
Рисунок 1.47 – Доля перевезенного груза на коммерческой основе в общем объеме грузоперевозок автотранспортом
Падение грузоперевозок в натуральных единицах наблюдалось уже в 2013 г., тоннаж перевезенного груза снизился на 6% (индекс 94% к предыдущему году), в 2014 г. было перевезено грузов предприятиями всех видов экономической деятельности на 50% меньше по отношению к 2013 г. (рис. 1.48).
Рисунок 1.48 – Динамика перевезенного груза в тыс. т, % к предыдущему году
Объем транспортных услуг, оказываемых специализированными предприятиями в 2014 г., увеличился и составил 5 342,5 млн. руб., рост составил в действующих ценах 102,6%, в сопоставимых ценах – 101,4% к уровню 2013 г. (рис. 1.49).
Рисунок 1.49 – Объем транспортных услуг, оказываемый специализированными предприятиями, млн. руб.
Отрицательными тенденциями деятельности транспорта в 2014 г. являются снижение грузооборота автотранспорта по крупным и средним предприятиям на 1,4%, объёма доходов предприятий, оказывающих услуги по пассажироперевозкам, 5,3% в сопоставимых ценах (на 1,1% в действующих). При этом перевезено пассажиров на 44,2% больше по сравнению с предыдущим годом (табл. 1.22).
Таблица 1.22 – Показатели работы транспорта в 2014 г.
Транспорт и связь | Единица измерения | 2014 г. | К уровню прошлого года, % |
Транспорт | |||
Грузооборот автотранспорта по крупным и средним предприятиям всех видов экономической деятельности | млн. ткм | 501,6 | 98,6 |
в т.ч.: специализированных автопредприятий | млн. ткм | 367,5 | 99,9 |
Объем транспортных услуг, оказываемый специализированными предприятиями | |||
в действующих ценах | млн. руб. | 5342,5 | 102,6 |
в сопоставимых ценах | % | 101,0 | |
в т.ч.: объём доходов предприятий, оказывающих услуги по пассажироперевозкам | |||
в действующих ценах | млн. руб. | 580,6 | 98,9 |
в сопоставимых ценах | % | 94,7 | |
Перевезено пассажиров | млн. чел. | 99,5 | 144,2 |
В 2014 г. оказано услуг связи в объеме 1794,2 млн. руб. в действующих ценах, что составило 106,0% к уровню 2013 г.
Оптовая и розничная торговля, потребительский рынок
По состоянию на 01.01.2015 г. в городе зарегистрировано 6 253 хозяйствующих субъекта по виду деятельности «Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования», что на 12,4% больше уровня 2010 г., в котором было зарегистрировано 5 563 субъекта. Доля в общем числе зарегистрированных в г. Набережные Челны предприятий ‑ 39%.
Среднесписочная численность работников организаций оптовой и розничной торговли за анализируемый период увеличилась с 12 639 до 14 864 чел. в 2014 г. Доля работников организаций по виду деятельности «Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования» составляет 10,7% от общей среднесписочной численности работников организаций.
Рисунок 1.50 – Оборот розничной торговли с досчетом на деятельность малых предприятий и неформальную деятельность в действующих ценах, млн. руб.
Оборот розничной торговли в действующих ценах демонстрирует стабильный рост за весь анализируемый период. В 2014 г. оборот розничной торговли составил 133 648,8 млн. руб. (рис. 1.51). Доля города по этому показателю в общереспубликанском обороте розничной торговли составляет 17,1%.В сопоставимых ценах происходит замедление роста оборота розничной торговли с 2013 г.
Рисунок 1.51 – Динамика оборота розничной торговли в действующих и сопоставимых ценах, % к соответствующему периоду
Оборот розничной торговли на душу населения в г. Набережные Челны выше, чем в среднем по РТ, в 2014 г. розничный оборот на душу населения в г. Набережные Челны составил 255,42 тыс. руб., что выше республиканского показателя на 25,8% (по РТ – 203,04 тыс. руб.) (рис. 1.52).
Рисунок 1.52 – Оборот розничной торговли на душу населения, тыс. руб.
Индекс потребительских цен в 2014 г. составил 107,4% к уровню прошлого года. В 2014 г. реализовано продовольственных товаров в стоимостном выражении на 11,5% больше, чем в 2013 г., на 7,3% увеличилась реализация непродовольственных товаров. Сократилась реализация в стоимостном выражении алкогольных напитков и пива на 8,2% (табл. 1.23).
Таблица 1.23 – Потребительский рынок г. Набережные Челны в 2014 г.
Наименование | Единица измерения | 2014 г. | К уровню прошлого года, % |
Оборот розничной торговли, всего: в действующих ценах | млн. руб. | 133 64,8 | 108,5 |
- в сопоставимых ценах | 101,3 | ||
- индекс потребительских цен на товары | % | 107,3 | |
общественное питание | млн. руб. | 4380,4 | 101,0 |
Реализовано: | |||
продовольственные товары | млн. руб. | 63215,9 | 111,5 |
непродовольственные товары | млн. руб. | 61077,5 | 108,2 |
алкогольные напитки и пиво | млн. руб. | 9355,4 | 92,6 |
За анализируемый период увеличивается объем реализации платных услуг населению (рис. 1.53).
Рисунок 1.53 – Объем реализации платных услуг населению в действующих ценах, млн. руб.
Рисунок 1.54 – Объем реализации платных услуг населению в расчете на душу населения в действующих ценах в РТ и г. Набережные Челны, тыс. руб.
В 2014 г. объем оказанных платных услуг населению составил 35,56 млрд. руб., что выше на 13,3% уровня 2013 г. На душу населения объем реализации платных услуг превосходит общереспубликанское значение.
Таблица 1.24 – Объем реализации платных услуг населению
Наименование | Единица измерения | 2014 г. | К уровню прошлого года, % |
Объем платных услуг- всего в действующих ценах | млн. руб. | 35560,9 | 113,3 |
- в сопоставимых ценах | 105,3 | ||
индекс потребительских цен на платные услуги | % | 107,6 |
Наибольший уровень среднемесячной заработной платы на одного работающего в г. Набережные Челны в 2014 г. зафиксирован по виду деятельности «Аренда машин, оборудования, прокат бытовых изделий» 48 173,0 руб., что выше среднего уровня по городу на 71%. Существенно выше среднего уровня по городу среднемесячная заработная плата одного работающего в организациях отраслей «Производство электроэнергии, газа, пара и горячей воды» (37 425,5 руб., выше на 33%), «Финансовое посредничество» (38 468,4 руб., выше на 36%), Государственное управление (36 719,5 руб., выше на 30%) и «Страхование» (34 290,2 руб., выше на 21,5%) (таблица 1.25).
Таблица 1.25 – Сведения о среднемесячной заработной плате одного работающего по видам деятельности (по крупным и средним организациям).
Отрасли | 2014 г. (руб.) | Отклонение от среднего значения по городу, % (+/-) |
Всего по городу | 28211,7 | 100% |
Сельское хозяйство | 22962,2 | -18,6% |
Обрабатывающее производство | 30181,5 | 7,0% |
Производство электроэнергии, газа, пара и горячей воды | 37425,5 | 32,7% |
Строительство | 27485,9 | -2,6% |
Торговля автотранспортными средствами и ремонт | 33744,6 | 19,6% |
Оптовая торговля | 25470,4 | -9,7% |
Розничная торговля | 22675,8 | -19,6% |
Деятельность гостиниц и ресторанов | 20730,0 | -26,5% |
Транспорт | 25000,9 | -11,4% |
Связь | 26864,4 | -4,8% |
Финансовое посредничество | 38468,4 | 36,4% |
Страхование | 34290,2 | 21,5% |
Операции с недвижимым имуществом | 25248,9 | -10,5% |
Аренда машин, оборудования, прокат бытовых изделий | 48173,0 | 70,8% |
Прочие виды услуг | 24008,3 | -14,9% |
Государственное управление | 36719,5 | 30,2% |
Образование | 22812,2 | -19,1% |
Здравоохранение и предоставление соц.услуг | 24506,8 | -13,1% |
Сбор сточных вод, отходов и аналогичная деятельность | 23972,3 | -15,0% |
Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта | 17305,3 | -38,7% |
Ниже среднего уровня по городу среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве (на 18,6%), в розничной торговле (на 19,6%), в образовании (на 19,1%), в организациях по сбору сточных вод, отходов (на 15%) и в организациях отдыха и развлечений, культуры и спорта, где среднемесячная заработная плата ниже городского показателя на 38,7%. Величина минимального потребительского бюджета по РТ на члена типовой семьи за IV квартал 2014 г. составила 12 087,0 руб., что на 10,0% выше уровня прошлого года. Величина прожиточного минимума по РТ за IV квартал 2014 г. составила 6 988,0 руб.
Задолженность по заработной плате на предприятиях и в организациях города по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности отсутствует.
Малый и средний бизнес
На малый и средний бизнес приходится 30,1% или более 49 млрд. руб. валового территориального продукта г. Набережные Челны (ВТП в 2014 г. составил в городе 163,3 млрд. руб.). В городе работают около 30 тыс. предприятий малого и среднего бизнеса.
Рисунок 1.55 – Доля субъектов малого и среднего предпринимательства в ВТП, %
По оценочным данным доля субъектов малого и среднего предпринимательства в валовом территориальном продукте составляет около трети.
Рисунок 1.56 – Валовой территориальный продукт, приходящийся на субъекты малого и среднего предпринимательства
Фактические данные показывают снижение по годам числа субъектов малого предпринимательства в городе с 563,2 ед. на 10 тыс. чел. населения в 2012 г. до 510,47 ед. в 2013 г. (-9,4%) и 457,09 ед. в 2014 г. (-10,5% к предыдущему году).
Численность работников малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) составляет свыше 57 тыс. работников, или 30% от общегородской численности.
Распределение по видам экономической деятельности активных субъектов малого предпринимательства показывает, что на первом месте (42,4%) – оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, на втором (17,7%) ‑ операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, и на третьем (12,5%) ‑ обрабатывающие производства.
Рисунок 1.57 – Распределение экономически активных субъектов малого предпринимательства по видам экономической деятельности в 2014 г.
1.2.2 Портфельный анализ секторов экономики муниципального образования г. Набережные Челны (с учетом секторов, расположенных на территории «городская агломерация»)
Экономика республики имеет высокую степень зависимости от развития нефтедобывающего сектора и внешнеэкономической конъюнктуры, что создает дополнительные риски для развития региона и требует усиления его инвестиционно-инновационной политики. Одной из перспективных задач, стоящих перед экономикой Российской Федерации и Республики Татарстан, состоит в переходе от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития.
РТ располагает мощным обрабатывающим сектором, доля которого превышает долю добывающего по численности занятых, основным фондам и инвестициям, уступая только по доле в производимой валовой добавленной стоимости.
Согласно действующей программы «Развития и размещения производительных сил РТ на основе кластерного подхода до 2020 г. и на период до 2030 г.» одной из основных задач социально-экономического развития РТ является диверсификация экономики республики с опорой на инновационное развитие машиностроительного и нефтехимического комплексов; создание наукоемких высокотехнологичных производств; организация инновационных центров и технопарковых зон на территории республики, развитие лесного комплекса, туризма и малого бизнеса.
Ведущими отраслями машиностроения РТ являются автомобилестроение, авиастроение и приборостроение. Крупнейшим представителем автомобилестроения РТ является ОАО «КАМАЗ», входящий в число лидеров по производству грузовых автомобилей в СНГ, также на заводе производятся автомобильные двигатели, используемые как на ОАО «КАМАЗ», так и на других автомобильных заводах России и зарубежных стран.
Негативные тенденции 2014 г., получившие развитие и в 2015 г., сказались на итогах социального и экономического развития г. Набережные Челны. Основной причиной экономического спада является существенное сокращение промышленного производства.
Городской округ Набережные Челны в соответствии с Перечнем монопрофильных муниципальных образований РФ (моногородов), утвержденным Распоряжением Правительства РФ №1398-р от 29 июля 2014 г. (в редакции распоряжения правительства РФ от 16.04.2015 №668-р), отнесен к категории 1 «Монопрофильные муниципальные образования РФ (моногорода) с наиболее сложным социально-экономическим положением (в том числе во взаимосвязи с проблемами функционирования градообразующих организаций)».
В соответствии с критериями отнесения муниципальных образований РФ к моногородам и установленными в зависимости от рисков ухудшения их социально-экономического положения категориями, утвержденными Постановлением правительства РФ от 29 июля 2014 г. №709, г. Набережные Челны отнесен к первой наиболее рисковой категории по следующим основаниям (необходимо соответствие не менее двух из следующих признаков):
- признак б) «имеется информация о планируемом высвобождении работников градообразующей организации в количестве, превышающем 10% среднесписочной численности работников такой организации»;
- признак в) конъюнктура рынка и (или) развитие отрасли, в которой осуществляет деятельность градообразующая организация, оцениваются как неблагоприятные.
Важной характеристикой экономики г. Набережные Челны является высокая концентрация производства в обрабатывающей промышленности. Текущее состояние экономики г. Набережные Челны требует кардинальных мер по структурной перестройке экономики в сторону новых технологий и инноваций. Повышению конкурентоспособности отраслей промышленности будут способствовать: переход к новым технологиям; создание новых, диверсификация и модернизация существующих производств; рост высоко- и среднетехнологичных производств; расширение присутствия на мировых рынках.
В г. Набережные Челны созданы все условия для производства грузовых автомобилей, а также имеется ряд уникальных конкурентных преимуществ, которые можно и нужно использовать для развития компонентной индустрии, которая востребована не только российскими, но и международными автопроизводителями, организующими автосборочные проекты в РФ. К конкурентным преимуществам в обрабатывающих отраслях, влияющим на развитие научно-инновационной сферы города относятся:
- качественные характеристики трудового потенциала, высокая концентрация квалифицированного производственно-технического потенциала;
- значительные капитальные фонды в производственно-технической и логистической сфере;
- близость к центрам автомобильного производства в Поволжском регионе и Центральной России, а также наличие сырьевой базы.
Основная особенность экономического развития г. Набережные Челны заключается в том, что в городе отсутствует отраслевая диверсификация – более 70% экономики города нацелена на получение дохода от отрасли машиностроения. Данная диспропорция усиливает зависимость практически всех систем жизнеобеспечения от экономического состояния на градообразующем предприятии ОАО «КАМАЗ» и является фактором повышения социальной напряжённости и социальной пассивности в обществе.
К факторам, сдерживающим развитие научно-инновационной сферы в городе, можно отнести:
- низкая рентабельность производства в обрабатывающих отраслях, высокий уровень износа основных фондов на отдельных предприятиях, недостаточная загруженность производственных мощностей, высокая доля неиспользуемого имущества, высокая энергоресурсоемкость продукции;
- острая, а подчас и критическая недостаточность инвестиционных ресурсов в производственном секторе;
- слабое развитие рынка научно-технологических знаний, практически полное отсутствие системы коммерциализации технологий;
- слабость кооперационных связей между учреждениями образования и производственным сектором экономики;
- недостаточный уровень развития малого инновационного предпринимательства;
- отставание технологий от мирового уровня, что привело в большинстве областей деятельности практически к полному вымыванию российских технологий и к замене их зарубежными технологиями или продуктами, созданными на их базе;
- отсутствие полной информации о правах на результаты интеллектуальной деятельности, неразвитость правовой базы интеллектуальной собственности.
Анализ структуры экономики города показал, что наибольший удельный вес принадлежит промышленному сектору и в основном приходится на обрабатывающие производства: на обрабатывающие производства приходится 41% среднесписочной численности работающих города, 59,4% в структуре добавленной стоимости, 91,1% в структуре отгруженной продукции по полному кругу предприятий. В структуре обрабатывающих производств превалирует производство транспортных средств и оборудования – 74,7% (в общей структуре промышленной продукции доля 2014 г. 63,1%). Наибольшая доля приходится на градообразующее предприятие ОАО «КАМАЗ».
В обрабатывающих производствах происходят следующие структурные сдвиги:
1. Количество предприятий в секторе растет.
2. Среднесписочная численность работников снижается: в 2013 г. среднесписочная численность снизилась на 8,1%, в 2014г. – на 0,1%.
3. Добавленная стоимость снизилась на 20,7% в 2014 г. по сравнению с предыдущим годом в сопоставимых ценах.
4. Объем инвестиций в основной капитал увеличился в 2014 г. на 28%, доля в общем объеме инвестиций в основной капитал, приходящаяся на обрабатывающие производства 37%.
5. Объем промышленной продукции обрабатывающих производств сократился, индекс промышленного производства в 2014 г. составил 92,9%.
6. Существенное ухудшение экономической ситуации в основной отрасли автомобилестроение и градообразующем предприятии ОАО «КАМАЗ». Среднесписочная численность работающих на ОАО «КАМАЗ» составляет 20% от общей среднесписочной численности работающих (включая малое предпринимательство) или 36464 чел. В целом в процессе разработки, изготовления, сборки автомобильной техники и авто компонентов, а также сбыта готовой продукции и сервисного обслуживания вовлечено более 116,2 тыс. чел. (с учетом персонала дочерних обществ, заводов спецтехники, официальных дилеров и поставщиков). В 2014 г. наметилась тенденция к росту числа нерабочих дней, к снижению средней заработной платы.
На фоне снижения среднесписочной численности в большинстве секторов экономики, рост отмечен только в секторе «Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования»: по сравнению с 2010 г. в 2014 г. рост среднесписочной численности работников составил 12,4%. Вместе с этим растет общее количество хозяйствующих субъектов. Добавленная стоимость по виду деятельности в 2014 г. снизилась на 68% по сравнению с 2013 г.
1.2.2.1 Анализ сильных и слабых сторон (SWOT–анализ)
Сильные и слабые стороны развития города исследованы по шести группам факторов: экономико-географическое положение, пространственная организация города, демография и качество жизни, экономические, инженерная инфраструктура, образование. Результаты анализа показали, что наблюдается значительное превышение числа формулировок слабых сторон по всем факторам, что объясняется кризисной ситуацией в городе. Остроту этого кризиса можно оценить простым соотношением числа выявленных сильных и слабых сторон.
Таблица 1.26 – SWOT–анализ моногорода
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ | СЛАБЫЕ СТОРОНЫ | |
Экономико-географическое положение | 1) благоприятное экономико-географическое положение; 2) благоприятное транспортно-географическое положение: крупный железнодорожный, автотранспортный и авиационный узел, есть речной порт; 3) выгодное положение в системе региональных и транспортных коммуникаций; 4) один из основных городов Набережночелнинской агломерации, Нижнекамского территориально-производственного комплекса, центр грузового автомобилестроения в машиностроительном кластере РТ; 5) близость развитых в промышленном, экономическом и культурном отношении городов создают благоприятные условия для развития промышленности, повышения занятости населения города и организации досуга. | 1) неразвитость сообщений с городами и муниципальными районами Набережночелнинской агломерации (Нижнекамск, Елабуга, Менделеевск, Агрыз и др.) с точки зрения ее развития (отсутствие скоростных путей сообщения); 2) рост конкуренции со стороны городов агломерации за ресурсы, включая трудовые; 3) близость других городов агломерации и их конкурентные преимущества способствуют оттоку ресурсов, в том числе трудовых; 4) значительная удалённость от крупных промышленных и культурных центров; |
Пространственная организация города | 1) благоприятная организация городской среды с четким выделением промышленной (за пределами жилой застройки), селитебной и лесопарковой зоны; 2) природно-климатические условия (национальный парк «Нижняя Кама») способствуют развитию отдыха, туризма и восстановительной медицины; 3) развитие трамвайной сети. | 1) недозагрузка и высокий износ существующих промышленных площадок, слабое развитие их инфраструктуры; 2) точечная застройка в селитебной зоне по ранее выданным разрешительным документам нарушает комфорт проживания граждан; 3) недостаточная благоустроенность лесопарковой и прибрежной зон; 4) неблагоустроенность отдельных микрорайонов, внутри комплексов; 5) рост загруженности автодорог; 6) низкое качество автодорог и ремонтных работ; 7) необеспеченность жителей микрорайонов местами парковки; 8) отсутствие парков и скверов внутри микрорайонов; 9) неразвитость туристической инфраструктуры; 10) отсутствие бренда сформированного имиджа города |
Демография и качество жизни | 1) относительно молодое население; 2) отсутствие этнонациональных конфликтов; 3) снижение уровня преступности; 4) высокая обеспеченность населения торговыми площадями | 1) миграционный отток населения (отрицательное сальдо миграции); 2) снижение рождаемости; 3) снижение коэффициента брачности (предпосылки для снижения рождаемости); 4) высокая безработица; 5) ограниченные возможности для досуга и отдыха; 6) ограниченные возможности для самореализации; 7) аполитичность, социальная пассивность горожан; 8) пессимистический настрой населения; 9) высокая стоимость жилья; 10) высокий уровень социальной напряженности; 11) низкая комфортность жизни; 12) высокий уровень тарифов ЖКХ при ухудшении качества услуг; 13) неблагоприятная экологическая обстановка в городе |
Бизнес-портфель и инновационный потенциал | 1) большой потенциал грузового автомобилестроения; 2) весомая доля малого бизнеса в экономике (30% ВТП, 27% в структуре среднесписочной численности работающих); 3) высокий уровень потребительского потенциала (полумиллионный город, преобладает молодое население); 4) хорошо развитый рынок производственно-складской и офисной недвижимости; 5) город имеет развитую городскую сеть, имеющую возможности к модернизации и обновлению 6) относительно диверсифицированная структура занятости может обеспечить развитие новых отраслей трудовыми ресурсами 7) развитие индустриальных парков и инкубаторов («КИП Мастер», «Развитие»); 8) стабильная политическая ситуация | 1) преобладание одной отрасли в структуре экономики (автомобилестроения) (зависимость от динамики роста градообразующего предприятия ОАО «КАМАЗ»); 2) существенный спад промышленного производства в доминирующем сегменте; 3) низкий уровень доходов и покупательской способности горожан; 4) высокая степень износа основных фондов; 5) слабая инвестиционная активность малого и среднего бизнеса; 6) несбалансированный бюджет; 7) тенденция к росту среднесписочной численности в торговле; 8) преобладание субъектов МСБ в сфере торговли; 9) дисбаланс структуры трудовых ресурсов и рынка образования с учетом прогнозный потребностей предприятия; 10) слабая степень развития сферы услуг; 11) низкая степень доверия бизнеса к власти; 12) недостаточное количество научно-инновационных лабораторий и научно – образовательных центров; 13) низкий показатель объема НИОКР в расчете на одного научно-педагогического работника |
Инженерная инфраструктура | 1) высокая обеспеченность селитебной и промышленной зон объектами инфраструктуры | 1) снижение скорости воды в сетях, что способствует заиливанию труб, ухудшению качества воды и требует системного решения проблем городских коммуникаций холодного и горячего водоснабжения; 2) высокий уровень недозагрузки водозаборных сооружений и СОВ (в 2013 г. использовано менее 25% мощности) и существенное ежегодное снижение на 8-10% объёмов потребления воды, вероятность дальнейшего снижение потребления воды населением и ОАО «КАМАЗ» в связи с падением производства, что увеличивает себестоимость поставки воды и может привести к существенному росту тарифов; 3) высокая степень износа канализационных сетей, высокий риск аварийности, ухудшение качества поступающих стоков, в т.ч. влияние отработанных СОЖ от ОАО «КАМАЗ» |
Образование | 1) доступность высших учебных заведений; 2) высокое качество профессорско-преподавательского состава вузов | 1) отсутствие городского вуза (полумиллионный город – город филиалов); 2) отсутствие партнерства научной и производственной сфер; 3) отсутствие интереса молодёжи к техническим направлениям подготовки |
ВОЗМОЖНОСТИ | УГРОЗЫ | |
Географическое положение и экономическое положение | 1) развитие туристической инфраструктуры | 1) ухудшение экологической ситуации; 2) увеличение нагрузки на транспортную инфраструктуру при недостаточном повышении уровня ее развития; 3) конкуренция с близлежащим окружением за трудовые ресурсы |
Демография и качество жизни | 1) привлечение рабочей силы из близлежащих муниципальных образований | 1) потеря региональной идентичности как результат отсутствия перспектив и возможностей для профессионального, культурного роста и улучшения качества жизни населения; 2) напряженность в обществе в связи с ростом тарифов ЖКХ и стоимости жилищных услуг, непрозрачностью и необоснованностью их установления, высокой нагрузкой платежей за жилищно-коммунальные услуги в семейном бюджете; 3) низкая степень доверия населения к администрации города |
Бизнес-портфель | 1) высокая производственная мощность и потенциал градообразующего предприятия; 2) наличие собственных генерирующих мощностей; 3) рост спроса на продукцию предприятий города внутри страны; 4) увеличение объемов экспорта; 5) поддержка градообразующей отрасли на федеральном уровне; 6) становление города как научно-инновационного центра; 7) активизация внимания к реализации кластерной политики, развитию кооперации между кластерами | 1) высокий риск зависимости города от градообразующего предприятия на фоне негативных прогнозов его развития. финансовая несамостоятельность вследствие проводимой политики межбюджетных отношений; 2) возможные отрицательные последствия решений, принимаемых на федеральном и региональном уровнях |
Инженерная инфраструктура | 1) капитальный ремонт, замена, модернизация оборудования | 1) увеличение количества аварий на инженерных коммуникациях города;. 2) необоснованный рост тарифов ЖКХ и стоимости жилищных услуг. |
Образование | 1) развитие учреждений профессионального образования; 2) новый виток развития в системе профтехучилищ | 1) закрытие вузов, отток молодёжи, безработица в системе образования |
Анализ SWOT-матрицы позволил выделить ряд ключевых проблем, на решение которых следует сконцентрировать основные усилия органов местного самоуправления и инвесторов:
- Монопрофильный город в условиях макроэкономической нестабильности
- Низкое качество среды обитания человека (экология, низкие доходы населения, безработица, высокая стоимость жилья, отсутствие возможности самореализации)
- Высокая степень износа объектов инфраструктуры
Направления развития города:
1. Диверсификация экономики, ослабление монофункциональности экономики города, поддержка МСБ.
2. Улучшение городской среды, обеспечение условий для комфортного проживания горожан.
3. Развитие инфраструктуры города.
4. Повышение экологической безопасности.
5. Развитие системы образования и науки.
Выделенные в ходе SWOT-анализа проблемы, направления развития и будут использованы для формулирования целей и задач социально-экономического развития города.
Для максимально наглядного представления соотношения сильных и слабых сторон в организационной практике принято использовать SNW – анализ в качестве усовершенствованного анализа сильных и слабых сторон. Аббревиатура SNW происходит от англоязычных слов: Strength (сильная сторона), Neutral (нейтральная сторона) и Weakness (слабая сторона). SNW – анализ предлагает ввести некое среднее, нейтральное состояние, которое не является конкурентным преимуществом, но тем не менее за счет стабильного положения укрепляет позицию города.
Таблица 1.27 – SNW анализ города
№ п/п | Наименование стратегической позиции | Качественная оценка позиции | ||
Сильная | Нейтральная | Слабая | ||
1. Экономико-географическое положение | ||||
1.1 | Благоприятное экономико-географическое положение | Х | ||
1.2 | Благоприятное транспортно-географическое положение: крупный железнодорожный, автотранспортный и авиационный узел, есть речной порт | Х | ||
1.3 | Близость развитых в промышленном, экономическом и культурном отношении городов создают благоприятные условия для развития промышленности, повышения занятости населения города и организации досуга | Х | ||
1.4 | Выгодное положение в системе региональных и транспортных коммуникаций | Х | ||
1.5 | Один из основных городов Набережночелнинской агломерации, Нижнекамского территориально-производственного комплекса, центр грузового автомобилестроения в машиностроительном кластере РТ | Х | ||
1.6 | Неразвитость сообщений с городами и муниципальными районами Набережночелнинской агломерации (Нижнекамск, Елабуга, Менделеевск, Агрыз и др.) с точки зрения ее развития (отсутствие скоростных путей сообщения) | Х | ||
1.7 | Рост конкуренции со стороны городов агломерации за ресурсы, включая трудовые | Х | ||
1.8 | Близость других городов агломерации и их конкурентные преимущества способствуют оттоку ресурсов, в том числе трудовых | Х | ||
1.9 | Значительная удалённость от крупных промышленных и культурных центров | Х | ||
2. Пространственная организация города | ||||
2.1 | Благоприятная организация городской среды с четким выделением промышленной (за пределами жилой застройки), селитебной и лесопарковой зоны | Х | ||
2.2 | Природно-климатические условия (национальный парк «Нижняя Кама») способствуют развитию отдыха, туризма и восстановительной медицины | Х | ||
2.3 | Развитие трамвайной сети | Х | ||
2.4 | Недозагрузка и высокий износ существующих промышленных площадок, слабое развитие их инфраструктуры | Х | ||
2.5 | Точечная застройка в селитебной зоне по ранее выданных разрешительным документам нарушает комфорт проживания граждан | Х | ||
2.6 | Недостаточная благоустроенность лесопарковой и прибрежной зон | Х | ||
2.7 | Неблагоустроенность отдельных микрорайонов, внутри комплексов | Х | ||
2.8 | Рост загруженности автодорог | Х | ||
2.9 | Низкое качество автодорог и ремонтных работ | Х | ||
2.10 | Необеспеченность жителей микрорайонов местами парковки | Х | ||
2.11 | Неразвитость туристической инфраструктуры | Х | ||
2.12 | Отсутствие бренда сформированного имиджа города | Х | ||
3. Демография и качество жизни | ||||
3.1 | Относительно молодое население | Х | ||
3.2 | Отсутствие этнонациональных конфликтов | Х | ||
3.3 | Снижение уровня преступности | Х | ||
3.4 | Высокая обеспеченность населения торговыми площадями | Х | ||
3.5 | Миграционный отток населения (отрицательное сальдо миграции) | Х | ||
3.6 | Снижение рождаемости | Х | ||
3.7 | Снижение коэффициента брачности (предпосылки для снижения рождаемости) | Х | ||
3.8 | Высокая безработица | Х | ||
3.9 | Ограниченные возможности для досуга и отдыха | Х | ||
3.10 | Ограниченные возможности для самореализации | Х | ||
3.11 | Аполитичность, социальная пассивность горожан | Х | ||
3.12 | Пессимистический настрой населения | Х | ||
3.13 | Высокая стоимость жилья | Х | ||
3.14 | Высокий уровень социальной напряженности | Х | ||
3.15 | Низкая комфортность жизни | Х | ||
3.16 | Высокий уровень тарифов ЖКХ при ухудшении качества услуг | Х | ||
3.17 | Неблагоприятная экологическая обстановка в городе | Х | ||
4. Бизнес-портфель | ||||
4.1 | Большой потенциал грузового автомобилестроения | Х | ||
4.2 | Весомая доля малого бизнеса в экономике (30% ВТП, 27% в структуре среднесписочной численности работающих) | Х | ||
4.3 | Высокий уровень потребительского потенциала (полумиллионный город, преобладает молодое население) | Х | ||
4.4 | Хорошо развитый рынок производственно-складской и офисной недвижимости | Х | ||
4.5 | Город имеет развитую городскую сеть, имеющую возможности к модернизации и обновлению | Х | ||
4.6 | Относительно диверсифицированная структура занятости может обеспечить развитие новых отраслей трудовыми ресурсами | Х | ||
4.7 | Развитие индустриальных парков и инкубаторов («КИП-Мастер», «Развитие») | Х | ||
4.8 | Стабильная политическая ситуация | Х | ||
4.9 | Преобладание одной отрасли в структуре экономики (автомобилестроения) (зависимость от динамики роста градообразующего предприятия ОАО «КАМАЗ») | Х | ||
4.10 | Существенный спад промышленного производства в доминирующем сегменте | Х | ||
4.11 | Низкий уровень доходов и покупательской способности горожан | Х | ||
4.12 | Высокая степень износа основных фондов | Х | ||
4.13 | Слабая инвестиционная активность малого и среднего бизнеса | Х | ||
4.14 | Несбалансированный бюджет | Х | ||
4.15 | Тенденция к росту среднесписочной численности в торговле | Х | ||
4.16 | Преобладание субъектов МСБ в сфере торговли | Х | ||
4.17 | Дисбаланс структуры трудовых ресурсов и рынка образования с учетом прогнозный потребностей предприятия | Х | ||
4.18 | Слабая степень развития сферы услуг | Х | ||
4.19 | Низкая степень доверия бизнеса к власти | Х | ||
4.20 | Недостаточное количество научно-инновационных лабораторий и научно – образовательных центров | Х | ||
4.21 | Низкий показатель объема НИОКР в расчете на одного научно-педагогического работника | Х | ||
5. Инженерная инфраструктура | ||||
5.1 | Высокая обеспеченность селитебной и промышленной зон объектами инфраструктуры | Х | ||
5.2 | Снижение скорости воды в сетях, что способствует заиливанию труб, ухудшению качества воды и требует системного решения проблем городских коммуникаций холодного и горячего водоснабжения | Х | ||
5.3 | Высокий уровень недозагрузки водозаборных сооружений и СОВ (в 2013 г. использовано менее 25% мощности) и существенное ежегодное снижение на 8-10% объёмов потребления воды, вероятность дальнейшего снижение потребления воды населением и ОАО «КАМАЗ» в связи с падением производства, что увеличивает себестоимость поставки воды и может привести к существенному росту тарифов | Х | ||
5.4 | Высокая степень износа канализационных сетей, высокий риск аварийности, ухудшение качества поступающих стоков, в т.ч. влияние отработанных СОЖ от ОАО «КАМАЗ» | Х | ||
6. Образование | ||||
6.1 | Доступность высших учебных заведений | Х | ||
6.2 | Высокое качество профессорско-преподавательского состава вузов | Х | ||
6.3 | Отсутствие городского вуза (полумиллионный город – город филиалов) | Х | ||
6.5 | Отсутствие партнерства научной и производственной сфер | Х | ||
6.6 | Отсутствие интереса молодёжи к техническим направлениям подготовки | Х |
На основании проведённого SNW – анализа было установлено: количество сильных сторон ‑ 24, нейтральных ‑ 21, слабых ‑ 24. Данные проведённого анализа ещё раз подтверждают о критичном социально-экономическом состоянии в городе, имеется большое количество проблем, которые требуют принятия взвешенных решений, в противном случае нейтральные позиции могут перейти в разряд слабых сторон.
Город обеспечен ресурсами, позволяющими ему сформировать диверсифицированную экономику, где наряду с традиционными связанными индустриальными отраслями, перешедшими на выпуск конкурентоспособной продукции с высокой долей добавленной стоимости, активно развиваются высокотехнологичные и сервисные отрасли, сфера услуг, средний бизнес.
Среда, 23 декабря 2015, 00:30